?Вопрос-ответ

Красносельско-Калининская линия

Поделиться:
Распечатать

Красносельско-Калининская линия

Проект Красносельско-Калининской линии метрополитена (от станции «Юго-Западная» («Казаковская» до станции «Обводный канал») включает в себя строительство шести станций:

•        Станция «Обводный канал-2»

•        Станция «Боровая»

•        Станция «Заставская» («Черниговская»)

•        Станция «Броневая»

•        Станция «Путиловская»

•        Станция «Юго-Западная» («Казаковская»)

Все станции будущей линии – глубокого заложения. «Путиловская», «Броневая», «Обводный канал-2» проектируются как станции колонного типа – когда центральный и два боковых зала взаимопересекаются, а кольца обделок опираются на общий для каждой пары залов конструктивный элемент – колонну. «Юго-Западная» и «Боровая» относятся к станциям пилонного типа, в которых центральный зал и станционные тоннели взаимно не пересекаются. Это самый старый тип станций глубокого заложения. Центральный и боковые залы образованы самостоятельными тоннелями, между которыми устроены проходы. В боковых (путевых) залах устраиваются посадочные платформы, центральный зал является распределительным. Все три зала образуют общую островную платформу.

Все основные сооружения линии расположены в плотных протерозойских глинах с большим перекрытием в своде, что позволяет использовать при их сооружении обычное горнопроходческое оборудование – механизированные щиты, тюбингоукладчики и т.д. Исключением являются сооружения, соединяющие подземные объекты с поверхностью – эскалаторные тоннели, вертикальные стволы, котлованы вестибюлей, ветка в депо. Их верхняя часть расположена в неустойчивых грунтах (от водо-насыщенных пылеватых песков до текучих суглинков и глин). В связи с этим для их сооружения будут использованы специальные технологии - замораживание или химическое закрепление грунтов, ограждающая стена в грунте или металлический шпунт, применено специальное проходческое оборудование.

Проектом предполагается строительство 14 стволов шахт (№841, 842, 843, 844, 845, 845 бис, 846, 847, 848, 849, 850, 851, 852(616), 853). При их строительстве используется три различных технологии проходки:

  1. Метод рассольного замораживания (с применением холодного и концентрированного рассола хлористого кальция или натрия, остающегося в жидком состоянии при отрицательных температурах) с чугунной обделкой;
  2. Метод рассольного замораживания с монолитной обделкой;
  3. Проходка стволов с применением ограждающей стены в грунте.

Также в рамках строительства линии будут выполнены перегонные тоннели и притоннельные камеры, построено электродепо «Красносельское», оборудованы камеры съезда и тупики.


Строительство линии разбито на этапы. Первый включает в себя проектирование и строительство двух станций – «Юго-Западной» и «Путиловской» и проходку участка между ними. Реализация первого этапа началась в конце 2014 года и будет завершена в 2023 году.

В рамках второго этапа будет построено депо «Красносельское» и участок линии в депо. Третий этап предполагает строительство линии от ст. «Путиловская» до ст. «Обводный канал 2», станций «Броневая» и «Боровая», а также строительство станционных комплексов «Обводный канал» и «Черниговская». На четвертом этапе будут обустроены вестибюли станций «Боровая» и «Броневая». На завершающем, пятом этапе, будут построены вторые вестибюли станций «Казаковская», «Броневая» и «Боровая».

В перспективе планируется строительство продолжение Краносельско-Калининской линии на юг и на север города. Так, участок от станции «Юго-Западная» до станции «Сосновая поляна» спроектирует АО «Метрогипротранс».

Кроме этого, в начале января 2019 года Главгосэкспертиза России согласовала объем денежных средств, необходимых для создания перспективного участка «коричневой» линии метро от станции «Обводный канал-2» до станции «Полюстровский проспект-1». Этот участок станет северо-восточным продолжением перспективного юго-западного участка Красносельско-Калининской ветки метро.


В настоящее время по заказу Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга ведется строительство первого участка Красносельско-Калининской линии метрополитена – от станции «Юго-Западная» до станции «Путиловская», который позволит решить вопрос транспортного обеспечения Красносельского и Кировского районов Санкт-Петербурга высокоскоростным общественным транспортом. Общая длина участка составит 5,15 км. Пропускная способность – 40 пар поездов в час. Суточный объём пассажирских перевозок на первый период эксплуатации составит около 221 тыс. пассажиров.

Участок включает в себя две станции глубокого заложения, одна из которых – пересадочная на Кировско-Выборгскую линию.

В рамках исполнения госконтракта на корректировку проектной документации участка Красносельско-Калининской линии метрополитена от станции «Юго-Западная» до станции «Путиловская» были пересмотрены технические и архитектурно-планировочные решения этих двух станций.

Обе станции являются объектами глубокого заложения и будут расположены в Красносельском районе. Станция «Путиловская» – на улице Васи Алексеева, а станция «Юго-Западная» – на пересечении ул. Маршала Жукова и Маршала Казакова.

Архитектурные решения станции «Юго-Западная»

Перронная часть станции разделена на три цилиндрических нефа: центральный зал, соединенный эскалатором с вестибюлем, и два боковых нефа – традиционно предназначенных для посадки в вагоны поезда. Основой архитектурной композиции станции являются металлические ступенчатые арки, обрамляющие проходы между центральным и боковыми залами.

В оформлении станции нашла отражение военно-историческая тематика. Так, трехчастное деление арок ассоциативно связано лентой наиболее известных государственных военных наград ордена «Святого Георгия» и «Георгиевский крест», а цвет напоминает оружейную сталь. В арки интегрированы светодиодные светильники, которые начинаются от пола и идут по всей их длине. На контрасте с арками стены и пилоны выполнены в белоснежном мраморе.

На станции «Юго-Западная» запроектирован наземный вестибюль, который представляет собой шестигранную форму с внутренним атриумом, перекрытым светопрозрачным куполом. Вестибюль станции внутри облицован мрамором светлых оттенков, встроенные в потолок светильники расходятся лучами от центра к углам. Над эскалаторным спуском расположен художественный витраж на военно-историческую тематику с подсветкой. 

 Архитектурные решения станции «Путиловская»

Станция будет трехзальной колонного типа с посадочной платформой шириной 16,3 метра. Для безопасности пассажиров между поездом и платформой предусмотрены автоматические платформенные двери. Основной композиционный акцент сделан на центральном зале платформы. Арки расположены с шагом 7,6 метра и выполнены из нержавеющей стали. Динамичные формы арок и колонн «работают» на контрасте с белым потолком и светлым полом платформы, визуально расширяют пространство, придают ощущение легкости и воздушности.

Объемы пассажирских залов пересадки и вестибюля были минимизированы и выполнены в соответствии с градостроительной ситуацией и схемой основных сооружений метрополитена.

Наземный вестибюль станции «Путиловская» расположен в существующей исторической застройке города неподалеку от станции «Кировский Завод» в пятне существующего сквера. Здание вестибюля состоит из двух прямоугольных объектов, расположенных под углом друг к другу. Часть здания, выходящая на ул. Васи Алексеева, представляет собой галерею с двойными колоннами-пилонами, в которую входят торговые помещения. Вестибюль имеет три этажа – один подземный и два наземных.

В проекте станционного комплекса для комфортного и безопасного пребывания пассажиров на станции предусмотрены следующие решения:

          – установка необходимого оборудования для предотвращения чрезвычайных ситуаций и несанкционированного проникновения, а также технических средств и систем обеспечения транспортной безопасности;

          – все необходимые мероприятия для обеспечения безопасности в случае возникновения пожара;

         – обеспечена полная доступность для инвалидов и маломобильных групп населения. Станция оборудована подъемниками, лифтами и пандусами, необходимой тактильной информацией.

Проекты других станций участка Красносельско-Калининской линии – «Обводный канал-2», «Боровая», Заставская» («Черниговская»), «Броневая» в настоящий момент находятся в стадии согласования.