Обратиться ?Вопрос-ответ

Тучков мост

Поделиться:
Распечатать

Тучков мост расположен через реку Малая Нева в створе Большого проспекта Петроградской стороны и 1-ой и Съездовской (ныне – Кадетская) линий Васильевского острова. Долгое время мосты через реку Малая Нева не возводились, так как они являлись преградой на пути следования судов к пристани Торгового порта, расположенного тогда в районе Стрелки Васильевского острова (ныне – набережной Адмирала Макарова). Хотя для связи материковой части города с большими островами, Петербургским и Васильевским, мостовые переходы были нужны. Летом связь осуществлялась на судах, зимой – по льду.

Впервые на Малой Неве был наведён плавучий мост на плашкоутах в 1759 году, который вначале назывался Никольским, а после получил название по имени сооружавшего этот мост лесопромышленника Авраама Тучкова.

Деревянный мост состоял из двух частей: плашкоутной в глубокой части русла и свайной на мелководье. Мост был расположен ближе к устью реки возле островов Пенькова и Ватного, где находились склады купца Авраама Тучкова. В то время это был самый длинный мост в городе – 890.0 метров.

В 1833-1835 годах наплавной мост был заменён многопролётным деревянным мостом балочно-подкосной системы на деревянных свайных опорах с двукрылым разводным пролётом посередине. Мост был сооружён в створе Большого проспекта Петербургской стороны с устройством земляной дамбы от реки Малая Нева до будущего Александровского проспекта (ныне пр. Добролюбова). Разводной пролёт состоял из четырёх деревянных рам и разводился с помощью ручных лебёдок. Проезжая часть моста была деревянная, составленная из поперечин и двойного дощатого настила. На открылках моста были установлены перила из чугунных решёток художественного литья с прямоугольными тумбами.

Мост неоднократно ремонтировался в дереве. В 1920 году был перестроен в 20-ти пролётный.

В 1948 году после очередного капитального ремонта постоянные пролёты были перекрыты металлическими двутавровыми балками с продольными и поперечными сваями. Деревянные рамы в разводном пролёте были заменены на металлические, а ручные лебедки на электрические. Вновь были сооружены опоры разводного пролёта на деревянном свайном основании с жёстким металлическим ростверком и металлической рамной обстройкой.

Левобережный устой моста был каменным на свайном основании, а все остальные опоры – деревянные на свайном основании. Длина моста составляла 258.0 метров, ширина – 19.0 метров. В связи с окончанием строительства Волго-Балтийского канала, который заменил устаревшую Мариинскую систему в 1964 году в реку Неву и ее рукава стали входить крупногабаритные и крупнотоннажные суда. Кроме того, Тучков мост – один из самых нагруженных транспортом мостов, он соединяет Васильевский остров с городом. По нему вывозится большая часть продукции предприятий, находящихся на острове, ввиду отсутствия выхода к железной дороге.

Наступил момент, когда габариты и грузоподъёмность моста перестали удовлетворять требованиям наземного и водного транспорта, поэтому встал вопрос о его полномасштабной реконструкции.

В 1962-1965 годах по проекту инженеров Ленгипроинжпроекта В.В. Демченко, Б.Б. Левина и архитекторов Л.А. Носкова и А.П. Арешева был сооружён новый 3-х пролётный железобетонный мост с разводным пролётом посередине. Продольная ось нового моста была смещена вниз по течению на 3.0 метра от оси ранее существовавшего моста.

Постоянные пролётные строения сооружены в виде консольно-балочной системы с подвеской посередине. Изготовлены из преднапряжённого железобетона. Нижние пояса консолей и подвесных балок имеют криволинейное очертание. Подвески опираются на консоли, заделанные в опорах. Такая конструкция пролётных строений была применена до строительства Тучкова моста на однопролётном железобетонном мосту Красного Курсанта через реку Ждановка в 1962 году. В поперечном сечении постоянное пролётное строение Тучкова моста состоит из восьми главных балок коробчатого сечения.

Разводной пролёт двукрылый, раскрывающейся системы с неподвижной осью вращения с жёстко прикреплёнными противовесами, с гидроприводом. Пролётное строение металлическое цельносварное. В закрытом состоянии – балочно-консольная система. Устои моста массивные железобетонные на свайном основании, облицованы гранитом.

Опоры массивные железобетонные на высоком свайном ростверке, облицованы гранитом. При сооружении опор использовались сваи-оболочки диаметром 56 см, заполненные бетоном. Покрытие на проезжей части моста асфальтобетонное, на постоянных пролётах – по железобетонной плите, а на разводном пролёте – по ортотропной плите. На тротуарах – песчаный асфальт. Тротуар отделён от проезжей части на постоянных пролётах гранитным ограждением, на разводном пролёте – металлическим. Длина моста в те годы составляла 226.2 метра, ширина – 36.0 метров, в том числе два тротуара по 4.0 метра.

Павильон с пультом управления расположен на правом берегу с верховой стороны моста.

Перила моста представляют собой металлическую сварную решетку простого рисунка из стержней квадратного сечения, поставленных под углом и переплетённых таким образом, что они создают на всём протяжении моста необычную объёмную картину. На открылках моста со всех четырёх сторон установлены гранитные парапеты.

На набережной правого берега с верховой стороны у павильона и с низовой стороны реки Ждановки на подходе к мосту расположены лестничные спуски к воде, облицованные гранитом.

Освещение на мосту типовое уличное, на металлических трубчатых столбах установлено по одному светильнику.

Строительство моста осуществляли СУ-1 и СУ-2 треста «Ленмостострой» под руководством главных инженеров О.С. Чарноцкого и Л.Ф. Полякова и прорабов Д.И. Крутова, Ю.И. Сергеева.

Технический надзор вели инженеры Дирекции Ленмосттреста – Д.В. Снятовский и Г.Ф. Шишилов.

В 1997-1998 годах на сооружении был выполнен капитальный ремонт дорожного покрытия, ортотропной плиты на разводном пролёте и трамвайных путей. Работы выполнялись ГП «Горэлектротранс» и ГУП «Мостотрест».

В 2003 году силами ЗАО «Кантемировский мост» проводилась работа по антикоррозийной обработке поверхностей разводного пролёта.

В 2005 году организацией ООО «Балтмостстрой» были выполнены работы по усилению и окраске балочной клетки плит перекрытий на опорах № 2 и № 3.

В 2006 году ЗАО «Стройметро» провело работы по восстановлению защитного слоя бетонных консолей и подвесок стационарных пролётных строений.

В 2008-2009 годах организацией ЗАО «Регул» были выполнены работы по установке дополнительных креплений балочной клетки плит перекрытия опор разводного пролёта, восстановлен защитный слой железобетонных плит, произведена окраска металлоконструкций балочной клетки.

Тучков мост входит в число объектов, обеспечивающих транспортную доступность к Чемпионату мира по футболу 2018 года. В ближайшее время планируется его реконструкция.