Обратиться ?Вопрос-ответ

Троицкий мост

Поделиться:
Распечатать

Троицкий мост (ранее – Равенства, Кировский) расположен в створе Каменноостровского проспекта (бывший Кировский) и Суворовской площади. Вблизи трассы современного моста вначале наводились наплавные мосты. В 1803 году путём перестановки Воскресенского наплавного моста от проспекта Чернышевского (бывший Воскресенский) к Летнему саду, мост соединил Петербургский остров у выхода к реке Неве Кронверкского проспекта (бывший М. Горького). Этот мост обеспечивал более близкий и удобный путь императору Александру I от резиденции во дворец на Каменный остров. Этот мост назывался Петербургским.

В 1827 году при перепланировке Марсова поля напротив памятника Суворову вновь был сооружён наплавной мост, который назывался Суворовским, а затем был переименован в Троицкий, так как у правобережного съезда с моста находилась Троицкая площадь. Этот наплавной мост был тогда самым длинным, более 500 метров, и выделялся своим убранством. Порталы, перильное ограждение, фонарные столбы были чугунные, художественного литья. Фонарные столбы в виде пучков пик, средние из которых увенчаны фигурами двуглавого орла с венком. Обелиски пирамидальные, украшены накладными деталями – овальными щитками на фоне перекрещенных мечей. Все архитектурные детали были покрыты сусальным золотом.

Троицкий наплавной мост был украшением центра Петербурга на протяжении 70 лет до начала постройки постоянного Троицкого моста в 1903 году.

При разборке наплавного моста все архитектурные элементы были использованы на построенной подпорной стенке набережной Кронверкской протоки напротив Петропавловской крепости, а также на Иоановском мосту.

В 1892 году был объявлен международный конкурс на составление проекта постоянного Троицкого моста. На конкурс поступило 16 проектов и один вне конкурса – проект французской фирмы «Батиньоль». Ни один проект не был принят к осуществлению, хотя представленный вне конкурса проект предусматривал наиболее рациональное и удобное по исполнению техническое решение. Фирма «Батиньоль» хорошо зарекомендовала себя при постройке красивых и экономичных мостов, и к тому же располагала привилегией на право использования конструкции 3-х шарнирных арок с консолями. Официально эта фирма не могла быть допущена к участию в первом конкурсе, поэтому через несколько лет в 1896 году был объявлен второй конкурс. На этот конкурс было представлено всего три проекта, в том числе проект фирмы «Батиньоль», который был одобрен комиссией, а в 1897 году был утверждён Николаем II.

Однако впервые идея уравновешенных ферм родилась в России, их расчёт был произведён ещё в 1871 году инженером Семиколенновым.

На принятие к осуществлению проекта моста, составленного французской фирмой, вероятно сыграло то обстоятельство, что в это же время – 7 октября 1876 года – в Париже через реку Сену состоялась закладка моста императора Александра III. Мост был украшен фигурами, олицетворяющими Францию и Россию, и открыт для движения в 1900 году.

Таким образом, Троицкий мост был построен в 1897-1903 годах по проекту фирмы «Батиньоль». Проект каменной аркады составил инженер Г.Г. Кривошеин, художественную отделку моста запроектировали французские архитекторы В. Шаброль и Р. Патульяр. В обсуждении проектов художественного декора моста принимала участие специально созданная Академией художеств комиссия под председательством Р.А. Гедика и участников комиссии – Л.А. Бенуа, А.Н. Померанцева, М.П. Боткина, Г.И. Котова и М.А. Чижова. Мост является памятником истории и культуры и находится под охраной КГИОП.

Закладка Троицкого моста была произведена 12 августа 1897 года в память 25-летия бракосочетания государя императора Александра III и государыни императрицы Марии Фёдоровны. При закладке моста присутствовал президент Французской республики – Ф. Фор.

Мост был сооружён 10-ти пролётный, пять постоянных пролётов были перекрыты следующим образом: средний – самый большой пролет (96.4 метра) – перекрыт 3-х шарнирными арочными клепанными решетчатыми фермами с криволинейным очертанием нижнего пояса с консолями. Крайние пролёты расположены симметрично относительно среднего. Пролёты по 53.3 метра перекрыты, как и средний, а пролёты по 76.4 метра, между крайними и средними, перекрыты подвесными металлическими клёпанными фермами, которые опираются шарнирно на консоли крайних и средних пролётных строений.

Внешне пролётные строения моста напоминают арочные сквозные фермы, но в действительности такие фермы применены только в среднем пролёте, остальные перекрыты консольными решетчатыми балками, внешний вид которых мало чем отличается от арочных ферм среднего пролёта.

Разводной пролёт был расположен у левого берега и представлял собой двухрукавную симметричную поворотную систему с дополнительной опорой в русле реки. Разводка производилась с помощью электромеханического привода. Пролётное строение представляло собой двухконсольную металлическую уравновешенную ферму, вращающуюся вокруг вертикальной оси, расположенной на цилиндрической опоре. В закрытом состоянии она представляла собой неразрезную двухпролетную балку. Отверстие в свету – 26.8 метра и 27.3 метра.

Левобережный устой массивный из монолитного бутобетона, на свайном основании, облицован гранитом. Правобережный устой массивный из монолитного бутобетона, сооружен на кессонном основании, облицован гранитом.

Все промежуточные опоры сооружены на кессонном основании, облицованы гранитом. Правый берег реки Невы с металлической частью моста соединяет 3-х пролётная каменная аркада длиной 79.88 метра. Аркада представляет собой бесшарнирные каменные своды с отверстиями в свету 22.0+20.0+18.0 метров на свайном основании, облицованные гранитом.

Покрытие на постоянных пролётах – торцевая мостовая по лотковому железу, заполненному бетоном. На разводном пролёте покрытие деревянное. Длина моста составляла 557.7 метра, ширина – 23.6 метра, в том числе два тротуара по 2.9 метра.

На мосту было установлено чугунное перильное ограждение художественного литья, на каменных аркадах – гранитный парапет, на разводном пролёте – металлические решетки.

На всех промежуточных опорах установлены фонари с тремя светильниками на гранитных постаментах, на тротуарах у проезжей части – одиночные фонари.

На городском устое при въезде на мост установлены гранитные обелиски, завершением которых были фигуры двуглавых орлов с распростёртыми крыльями, которые после революции были заменены на звезды.  Обелиски установлены на гранитные пьедесталы, украшены медными картушами (досками) с надписями из накладных букв. Обелиск у основания украшен с четырех сторон рострами, поддерживающими арматуру с круглыми светильниками.

Мост был открыт в мае 1903 года в дни празднования 200-летия Петербурга. В строительстве моста участвовали инженеры: А. Флоше, И.А. Ландау, Е. Бонневе, Л-де Лонги, М. Бернар, С.И. Смирнов, В.П. Волков и Е.Д. Гарценштейн. Консультантом по техническим вопросам с русской стороны был видный мостостроитель – профессор Н.А. Белелюбский.

После революции некоторое время мост назывался мостом Равенства, а в период с 1934 года по 90-е годы – Кировским. Затем он вновь получил свое прежнее наименование Троицкого.

В 1964 году, в связи с открытием Волго-Балтийского пути, встал вопрос о реконструкции Кировского и Литейного мостов, так как ширина разводных пролётов ограничивала свободу судоходства в новых условиях, а также со временем невские мосты перестали удовлетворять всё возрастающим требованиям транспорта.

В 1965-1967 годах по проекту инженеров «Ленгипротранса» Г.М. Степанова, К.П. Клочкова и архитектора Ю.А. Синицы была произведена реконструкция только левобережной части Троицкого моста, а пять постоянных пролётов и 3-х пролётная правобережная аркада сохранились без изменений.

Вместо двухрукавного поворотного разводного пролёта с левого берега были сооружены: постоянный пролет, перекрытый железобетонным пролётным строением балочно-разрезной системы, и новый однокрылый разводной пролёт раскрывающейся системы с гидроприводом. Левобережный постоянный пролёт имеет отверстие в свету 11.4 метра.

Разводной пролёт перекрыт однокрылым раскрывающимся металлическим цельносварным пролётным строением, вращающимся на неподвижной горизонтальной оси с жёстко прикреплённым противовесом.

Пролётное строение разводного пролёта сооружено из четырёх раскосных ферм, переходящих в хвостовой части в двухстенчатые сплошные балки. По рисунку фермы разводного пролёта гармонируют с другими пролётами. Отверстие разводного пролёта в свету – 43.2 метра.

Новая опора разводного пролёта сооружена с частичным использованием старой опоры, основанием которой служит кессонное основание с дополнительной забивкой железобетонных свай-оболочек.

Левобережный устой сохранён без изменений, на нём были дополнительно установлены только гранитные скамьи вдоль существующего гранитного парапета и расширены лестничные спуски к воде.

На постоянных пролётных строениях покрытие асфальтобетонное, на тротуарах – песчаный асфальт. Тротуар отделён от проезжей части гранитным ограждением.

Реконструкцию разводного пролёта Троицкого моста осуществляло СУ-1 треста «Ленмостострой» под руководством инженеров Л.С. Корнеева и Б.Б. Тульчина.

Технический надзор вёл инспектор Дирекции Д.В. Снятовский и Г.Ф. Шишилов, при участии главного инженера Дирекции – В.А. Тюхтина.

В 1977 году произведён капитальный ремонт проезжей части по проекту инженера Ленгипроинжпроекта Б.Б. Левина. На мосту уложена гидроизоляция проезжей части и тротуаров, установлен гранитный парапет высотой 50 см и уложен новый асфальт. На разводном пролёте уложено тонкослойное эпосланбетонное покрытие.

Работы осуществляло СУ-1 треста «Ленмостострой» под руководством Л.Л. Рождественского и главного инженера Е.В. Лейкина.  РСУ выполняло работы по устройству эпосланбетонного покрытия на разводном пролёте. Технический надзор осуществлял В.А.Кононов.

В 1978-1979 годах произведён ремонт повреждённой фасадной фермы моста по проекту инженера организации «Ленгипроинжпроект» Е.В. Дворкина.

В 1988-1989 годах была произведена реконструкция освещения моста.

В 2001 году в октябре месяце мост был передан в капитальный ремонт. Заказчиком стало ГУ «Дирекция ТС», генподрядчиком выступило ЗАО «Пилон». Генеральный проектировщик – ЗАО институт «Стройпроект». В ходе капитального ремонта была полностью заменена проезжая часть моста и выполнен ремонт металлоконструкций лоткового железа. Произведено восстановление всей архитектурной части моста, перил, опор освещения, центральных опор контактной сети, обелисков. В ходе ремонта была выполнена полная окраска моста, модернизация и замена механизмов, восстановлена гранитная облицовка. На сооружении заменены все деформационные швы и опорные части, уложен литой асфальтобетон, выполнена замена конструкций левобережного железобетонного пролёта на металлические.