Обратиться ?Вопрос-ответ

Сампсониевский мост

Поделиться:
Распечатать

Сампсониевский мост (ранее – Свободы) через реку Большая Невка расположен в створе Финляндского проспекта и улицы Куйбышева (бывшая Большая Дворянская). Мост соединяет Выборгскую и Петроградскую стороны. В начале XIX века сюда был переведён Гренадерский наплавной мост, который был ранее расположен в створе улицы Братства (бывший Мало-Сампсониевский проспект). Здесь мост был переименован вначале в Выборгский, а затем в Сампсониевский – в память победы над шведами под Полтавой 27 июня 1709 года (день св. Сампсония).

В 1847 году наплавной мост был разобран, а на его месте был сооружен 13-ти пролётный деревянный мост сложной ригельно-подкосной системы, напоминающей арочный мост с разводным пролётом, расположенным во втором пролёте Выборгской стороны. Это был один из первых мостов, пришедших на смену плашкоутным. Длина моста в те годы составляла 242.0 метра, ширина – 12.7 метра. Мост разводился вручную.

В 1889 году при очередном капитальном ремонте разводной пролёт был перенесён в середину моста, а число пролётов увеличено до семнадцати. Длина моста стала составлять 235.0 метров, ширина – 18.2 метра. Перила на мосту были деревянные, а на опорах были установлены чугунные столбы прямоугольного сечения с фонарями.

В 1907-1908 годах, в связи с предполагавшейся прокладкой трамвайных путей по Сампсониевскому мосту, был составлен проект постоянного моста в двух вариантах – в металле и железобетоне с разводным пролётом посередине. Автором проекта выступил военный инженер Г.Г. Кривошеин. Городской комиссией был одобрен вариант металлического моста.

В 1908 году был сооружён временный деревянный объездной мост с разводным пролётом посередине, продольная ось которого была расположена ниже по течению реки на 65 метров от существовавшего. Старый деревянный мост был разобран, но постоянного моста построить не удалось. После Октябрьской революции мост был переименован в мост Свободы.

В 1937 году был произведён капитальный ремонт объездного деревянного моста, с усилением пролётных строений и опор. Деревянные прогоны были заменены металлическими балками, а в разводном пролёте деревянные подъёмные рамы заменены на металлические пролётные строения. Ручная разводка заменена на электромеханическую. Работами по капитальному ремонту моста руководил инженер «Ленмостпроекта» – А.С. Граблевский.

В 1955 году объездной мост Свободы был закрыт для движения транспорта и пешеходов из-за его неудовлетворительного технического состояния.

В 1955-1958 годах по проекту инженеров Ленгипроинжпроекта В.В. Демченко, Б.Б. Левина и архитекторов Л.А. Носкова и В.А. Грушке в створе Финляндского проспекта и улицы Куйбышева был построен 7-ми пролётный мост с разводным пролётом посередине.

Постоянные пролёты перекрыты двухпролётными неразрезными металлическими сварными балками с криволинейным очертанием нижнего пояса. Разводной пролёт с электроприводом, двукрылый металлический цельносварной, откатно-раскрывающейся системы с жёстко прикреплёнными противовесами. В закрытом состоянии разводной пролёт представлял собой двухконсольную балку, соединенную в середине продольно-подвижным шарниром. Мост Свободы по своей конструкции и системе был подобен своим предшественникам – Каменноостровскому и Ушаковскому мостам. Он отличался от них только наличием береговых железобетонных сводов и свайным основанием опор, где применялись железобетонные трубчатые сваи с последующим заполнением армированным бетоном, вместо стальных трубчатых свай, а также наличием у устоев гранитных дугообразных лестничных спусков к воде.

Устои моста массивные железобетонные на свайном основании, облицованы гранитом.

Промежуточные опоры массивные железобетонные на высоком свайном ростверке, облицованы гранитом.

Покрытие на проезжей части асфальтобетонное по железобетонным плитам, на тротуарах – песчаный асфальт. Тротуар отделён от проезжей части на постоянных пролётах гранитным ограждением, на разводном пролёте – металлическим.

На мосту было установлено чугунное перильное ограждение из часто расставленных прямых стержней, соединенных в верхней части пояса своеобразным «узлом» с чугунными тумбами. На устоях, железобетонных сводах и на всех опорах установлен гранитный парапет.

Мост освещался с помощью установленных на всех опорах чугунных столбов, увенчанных круглыми обоймами со светильниками по кругу (по три светильника).

Длина моста составляла 214.8 метра, ширина – 27.0 метров, в том числе два тротуара по 3.0 метра и трамвайная полоса протяжённостью 7.0 метров.

Строительство моста осуществляло СУ-1 треста «Ленмостострой» под руководством главных инженеров треста – П.В. Андреевского и О.С. Чарноцкого. Технический надзор вела инженер ОКСа Ленмосттреста – В.П. Огороднова.

В 2000-2001 годах выполнены работы по капитальному ремонту сооружения. В ходе ремонта произведена замена железобетонной плиты проезда разводного пролётного строения, выполнена полная окраска металлоконструкций моста, произведена замена дорожного покрытия, устройство трамвайного пути на новой железобетонной подушке, замена планок деформационных швов на планки с полимерным заполнением. Генеральным подрядчиком выступило ЗАО «Пилон», субподрядчиками: ГУП «Горэлектротранс», ЗАО «Кантемировский мост», ГУП «Ленсвет».

В 2008 году ЗАО «Кантемировский мост» выполнило окраску фасадов моста, а ЗАО «Экодор» выполнило восстановление дорожного покрытия проезжей части моста.

В 2011 году в рамках переустройства транспортной развязки на Пироговской набережной, на съезде с Сампсониевского моста, была выполнена разборка павильона моста с последующим переносом его на новое место.

В октябре 2013 года на сооружении проводились работы по окраске металлоконструкций пролётных строений (в том числе фасадов), перильного и силового ограждений, опор освещения в рамках текущего ремонта. Генеральным подрядчиком работ выступило ООО «Петротранс», работы были выполнены частично.

В 2014 году на сооружении выполнялся ремонт силами организации ООО «НПО «РАНД», заказчиком работ стало СПб ГКУ «Дирекция транспортного строительства». В ходе этих работ был завершён ремонт и окраска металлоконструкций пролётных строений, произведены восстановление защитного бетонного слоя опор и пескоструйная очистка гранитной облицовки элементов моста.