Обратиться ?Вопрос-ответ

Литейный мост

Поделиться:
Распечатать

Литейный мост (ранее – Александровский) расположен в створе Литейного проспекта и улицы Лебедева. До строительства постоянного моста здесь существовал наплавной мост, который был расположен не по оси постоянного, а выше по течению – против проспекта Чернышевского (ранее – пр. Воскресенского) – и назывался Воскресенским. Он был наведён в 1786 году для связи центра города с Выборгской стороной. После разборки Литейного двора – Арсенала, который располагался по оси Литейного проспекта и закрывал выход на реку Неву, Воскресенский наплавной мост был переведён на Новую трассу в створе Литейного проспекта и стал называться Литейным. На протяжении многих лет этот наплавной мост был единственным средством сообщения между центральными районами города и развивающимися тогда промышленными районами Выборгской и Петроградской сторон. Жители этих районов испытывали неудобства передвижения, так как дважды в год связь через реку Неву прерывалась.

Литейный наплавной мост наводился до начала сооружения постоянного моста, то есть до 1875 года и был переведён на прежнее место, после чего вновь стал называться Воскресенским. Он просуществовал до конца строительства постоянного Литейного моста.

В 1871 году был объявлен конкурс на проект Литейного моста, в котором приняли участие 16 проектов, из которых 3 получили премии, но ни один не был принят к осуществлению.

В 1874 году была создана новая конкурсная комиссия, после чего инженер-полковнику А.Е. Струве было предложено разработать новый проект в 2-х вариантах. Императором был одобрен вариант арочного моста.

В 1875-1879 годах был сооружён постоянный Литейный мост по проекту инженера А.Е. Струве и его помощника А.А. Вейса. Мост 6-ти пролётный, пять из шести пролётов перекрыты 2-х шарнирными металлическими клёпанными арками с ездой поверху, а пролёт у левого берега – разводным пролётным строением, представляющим собой однорукавную поворотную систему. Отличительной особенностью разводного пролётного строения был привод в виде водяной турбины мощностью 35 л.с., работающей от городского водопровода. Такая система не имела аналогов в мире. Величина разводного пролёта в разведённом состоянии составляла 19.8 метра.

Правобережный устой массивный из монолитного бутобетона на свайном основании, облицован гранитом. Левобережный устой был сооружён на свайном и кессонном основании, облицован гранитом. Все промежуточные опоры сооружены на кессонном основании.

На мосту было установлено чугунное перильное ограждение высокохудожественного литья по рисунку архитектора К.К. Рахау.  В центре секции решётки изображен картуш – щит с гербом Петербурга – перекрещённые скипетр, морской и речной якоря в руках двух русалок, хвосты которых композиционно вплетены в фигурный растительный орнамент в виде спиралевидных побегов. Перильное ограждение моста является памятником истории и культуры и находится под охраной КГИОП.

Покрытие на постоянных пролётах представляло собой торцевую мостовую, на разводном пролёте – выполнено из дерева. Перила на разводном пролёте установлены металлические кованные простого рисунка.

На мосту также были установлены столбы с электрическими фонарями – со «свечами» Яблочкова. Это был первый мост, освещённый при помощи электричества.

Длина моста в те годы составляла 407.8 метра, ширина – 24.42 метра, в том числе два тротуара по 3.2 метра.

Работами по строительству моста руководили инженеры: Вратновский, Баторский, Мазинг и Альберт.

В 1903 году, в связи с празднованием 200-летия Петербурга, Литейный мост был переименован в Александровский в честь императора Александра II, а после революции вновь стал называться Литейным. Мост просуществовал почти 90 лет.

В связи с открытием Волго-Балтийского пути и увеличением интенсивности движения наземного транспорта было принято решение о реконструкции Литейного моста.

Ленгипротрансмостом был составлен комплексный проект на реконструкцию моста, куда входили работы по сооружению транспортной развязки на правом берегу реки Невы, строительство подпорных стенок с лестничными сходами и спусками к воде на обоих берегах. На правом берегу протяжённостью 415.0 метров, на левом – 324.0 метра.

Авторами комплексного проекта были инженеры Ленгипротрансмоста Л.А. Вильдгрубе, Н.Д. Шипов, К.П. Клочков и архитектор Ю.И. Синица. Указанные работы по реконструкции Литейного моста были выполнены в период с 1966 по 1967 год.

Мост остался 6-ти пролётным металлическим, но вместо постоянных арочных клёпанных пролётных строений были установлены сталежелезобетонные пролётные строения переменной высоты балочно-неразрезной системы и с добавлением постоянного левобережного пролёта, перекрытого сталежелезобетонным пролётным строением.

Однорукавный поворотный разводной пролёт был заменён на однокрылый, раскрывающейся системы с неподвижной осью вращения и гидроприводом. Расположен со стороны левого берега.

Пролётное строение разводного пролёта цельносварное, состоит из шести металлических балок двутаврового сечения, объединенных ортотропной плитой, включенных в работу главных балок. Величина разводного пролёта в свету составляла 50.0 метров. В закрытом состоянии пролётное строение разводного пролёта представляло собой разрезную балку.

Постоянные пролётные строения представляли собой неразрезную 4-х пролётную сталежелезобетонную балку переменной высоты с клёпанными монтажными стыками и сваями на высокопрочных болтах.

Величина речных пролётов определялась положением существующих опор, которые были использованы при реконструкции моста. Основание всех промежуточных опор – кессонное.

Правобережный устой был полностью использован с перестройкой только верхней части. Левобережный устой был перестроен до основания. Новый устой массивный из монолитного железобетона на свайном основании. Новая опора разводного пролёта была частично сооружена на старом кессонном основании и новом опускном колодце.

Покрытие на постоянных пролётах – асфальтобетонное по железобетонной плите, на тротуарах уложен песчаный асфальт. Покрытие на разводном пролёте – асфальтобетонное по ортотропной плите.

Перильное ограждение на постоянных пролётах осталось прежним, на разводном пролёте было установлено новое – из облегчённого сплава. Длина моста в те годы составляла 394.6 метра, ширина – 34.0 метра, в том числе два тротуара по 3.0 метра.

Работы по реконструкции Литейного моста осуществлял МО-11 «Мостостроя-6» под руководством главного инженера Ю.Р. Кожуховского и старшего прораба П.П. Васиенко с привлечением мостопоездов № 428, 801, 806. Технический надзор вели инспектора «Дирекции ТС» – Б.А. Голубков и Г.Ф. Шишилов.

В 2006 году были выполнены работы по усилению металлоконструкций коробок противовесов и замене связей главных балок из уголка на трубчатые. Выполнено усиление дефектного места оси вращения главной балки № 5 в хвостовой части разводного пролёта, усиления мест прикрепления штоков гидроцилиндров к конструкциям разводного пролёта. Работы выполнял «Мостоотряд № 11», инженерное сопровождение осуществлял Научно-Производственный Центр мостов.

В 2007 году силами «Мостоотряда №11» были выполнены работы по замене конструкций планок деформационных швов хвостовой части разводного пролётного строения и плит перекрытия опоры № 1.

В 2010 году силами ЗАО «Пилон» по проекту института «Стройпроект» были начаты работы по устройству проезда вдоль набережной правого берега и перекрытой частью моста. Техническую приемку работ осуществляла Дирекция транспортного строительства. В ходе работ были выполнены реконструкция и ремонт помещений правобережного тоннеля, реконструкция системы водоотвода, устройство в шестом пролёте моста (в связи с расширением набережной) двух лестничных спусков, а также разборка правобережных лестничных спусков, примыкающих к устою. Все работы были завершены в сентябре 2011 года.