Обратиться ?Вопрос-ответ

Биржевой мост

Поделиться:
Распечатать

Биржевой мост (с 1923 по 1989 год – мост Строителей) расположен через реку Малая Нева у её истока в створе Биржевой площади на левом берегу и выходит на правом берегу на проспект Добролюбова и Зоологический переулок. Территория Стрелки Васильевского острова со времен Петра I использовалась под пристань Торгового порта. Мыс, омываемый двумя судоходными реками – Большой Невой и Малой, был очень удобен для стоянки судов. Вдоль низкого берега реки были расположены амбары, таможня, деревянные и каменные здания, в одном из которых была расположена Биржа – место заключения торговых сделок. Идея создания парадного архитектурного ансамбля на восточной оконечности Стрелки Васильевского острова возникла уже в петровское время. По проекту архитектора Тома де Томона было сооружено новое здание Биржи, а А.Д. Захаров создал проект застройки и планировки Стрелки. Была сооружена полукруглая набережная, облицованная гранитом, а в глубине площади было построено многоколонное здание Биржи, по обе стороны которой возведены Ростральные колонны с медными рострами кораблей.

Пока существовал Торговый порт на Стрелке, наплавные мосты на плашкоутах, а затем деревянные на Малой Неве долгое время не строили, так как они мешали плаванию парусных судов. После перевода Торгового порта с территории Стрелки на Чугуевский остров в 1894 году был сооружен Биржевой деревянный 25-ти пролётный мост сложной балочно-подкосной системы с двукрылым разводным пролётом посередине.

Продольная ось моста проходила в створе Зоологического переулка и была смещена на 300 метров выше по течению от оси существующего ныне моста. Разводной пролёт состоял из четырёх деревянных рам. Разводка моста осуществлялась с помощью ручных лебёдок. Размер разводного пролёта в свету составлял 14 метров.

Опоры моста были деревянные на свайном основании, также они были защищены от навала судов и льда специальными кустами из деревянных свай.

Проезжая часть состояла из поперечин и дощатого настила. Длина моста в те годы составляла 328.0 метров, ширина – 21.0 метр.

В 1914 году, после реконструкции Дворцового моста, Стрелка Васильевского острова превратилась в транзитный пункт по пути движения транспорта на Петроградскую сторону, к пассажирскому причалу на набережной Макарова и к центру города. Уже тогда был поднят вопрос о переустройстве деревянного Биржевого моста в металлический, но первая мировая война помешала осуществить этот замысел.  Мост долгое время оставался деревянным и периодически ремонтировался в дереве.

В 1930 году, после очередного капитального ремонта моста, деревянные рамы разводного пролёта были заменены на металлические, а ручные лебедки – на электрические.

В 1947 году в постоянных пролётах были установлены металлические пролётные строения с продольными и поперечными связями. Ширина моста была уменьшена с 21 метра до 18 метров. Опоры и проезжая часть остались деревянными.

В связи с быстрорастущей интенсивностью прохождения по мосту автотранспорта и нарастания нагрузок, а также появления на реке Неве самоходных крупнотоннажных судов с открытием Волго-Балтийского пути, возникла необходимость замены деревянного сооружения постоянным металлическим мостом, обеспечивающим пропуск всех видов наземного и водного транспорта без ограничения.

В 1957-1960 годах по проекту инженеров Ленгипроинжпроекта В.В. Демченко, Б.Б. Левина и архитекторов Л.А. Носкова и П.А. Арешева был сооружён новый мост, продольная ось которого была смещена от оси старого моста на 300 метров вниз по течению. Для сокращения длины моста, чтобы приблизить её к длине Дворцового моста, и создания предмостовой площади на правом берегу, были засыпаны Ватный проток и небольшой залив у его истока при въезде на мост с Петроградской стороны. В результате чего длина моста была сокращена до 250.0 метров, а Стрелка Васильевского острова получила свое симметричное завершение.

Был сооружен 5-ти пролётный металлический мост с ездой поверху с двукрылым разводным пролётом посередине. Постоянные пролётные строения представляли собой 2-х шарнирные металлические сварные арки с надарочным прозрачным заполнением в виде прямых стержней. В поперечном сечении пролётное строение состояло из четырёх арок.

Разводное пролётное строение было металлическое цельносварное, двукрылое с неподвижной осью вращения с шарнирно прикреплёнными противовесами, с откатыванием в первоначальный период разводки при подаче крыла на 2'50''. Разводка моста производилась с помощью электромеханического привода. В закрытом состоянии – 3-х шарнирная арка. Пульт управления был расположен в опоре разводного пролёта на левом берегу с низовой стороны. Устои моста массивные железобетонные на свайном основании, облицованы гранитом. На открылках устоев установлен гранитный парапет.

Опоры массивные железобетонные, на высоком свайном ростверке на составных трубчатых железобетонных сваях диаметром 56 см, заполненных армированным бетоном, облицованы гранитом. На опорах установлен гранитный парапет.

На Биржевом мосту арочной системы впервые в мировой практике мостостроения опоры были сооружены на высоком свайном ростверке.

Покрытие на проезжей части постоянных пролётных строений асфальтобетонное по железобетонным плитам, на разводном – также асфальтобетонное по железобетонной плите. На тротуарах – песчаный асфальт. На постоянных пролётах тротуар отделён от проезжей части гранитным ограждением, на разводном – металлическим.

Длина моста составляла 250.0 метров, ширина – 27.0 метров, в том числе два тротуара по 3.0 метра. На мосту установлена чугунная решётка, рисунок которой состоит из коротких копий и дротиков, а также трезубца Нептуна, вмонтированного в сдвоенные чугунные тумбы, как символа портового Морского города.

Освещение на мосту индивидуального изготовления, фонари на кронштейнах, прикреплённые к металлическим столбам, – трубчатого сечения. На обоих берегах сооружены высокие подпорные стенки, облицованные гранитом, которые примыкают к мосту.

Строительство моста осуществляли два строительных управления СУ-1 и СУ-2 Ленмостстроя под руководством главных инженеров П.В. Андреевского, О.С. Чарноцкого, В.Е. Ефимова и прорабов А.А. Соколова, Л.Ф. Полякова, Л.Ф. Макарова и М.И. Крутова. Руководство по монтажу механизмов и разводного пролёта производили инженеры Е.Б. Тульчин и Ю.И. Сергеев. Технический надзор вели инженеры ОКСа Ленмосттреста – В.П. Огороднова и Г.П. Лебедев.

В 1996-1997 годах с Биржевого моста были демонтированы трамвайные рельсы.

В 1998 году ООО «БВР» произвело работы по полной окраске металлоконструкций моста.

В 1999 году УЭРМ ГУП «Мостотрест» была выполнена замена лафетов под осями вращения главных балок разводного пролётного строения, установлен дополнительный гидропривод для разводки моста.

В 2007 году ЗАО «Лемминкяйнендорстрой» выполнило полную замену дорожного покрытия на стационарном и разводном пролёте моста на литой асфальтобетон. В момент замены асфальтобетонного покрытия на разводном пролётном строении моста, ГУП «Мостотрест» выполнило ремонт железобетонной плиты проезда. В этот же период подрядной организацией ГУП «Мостотрест» была произведена замена металлоконструкций планок деформационных швов в хвостовой части разводного пролётного строения. ООО «Максима» произвело модернизацию компьютерной системы контроля состояния мостов и местоположения судов.

В 2012 году на сооружении были выполнены работы по полной окраске металлоконструкций, ремонту балочной клетки плиты перекрытия, замены металлоконструкций галерей, а также устройству нового дорожного покрытия на проезжей части моста на стационарных пролётных строениях.